Священная римская империя германской нации

Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он — imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и "patronus", т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. "Как на небе, — говорил император Фридрих I, — только один Бог, так и на земле только один папа и один император". Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он — "глава христианского мира", "светский глава верных", "покровитель Палестины и католической веры", превосходящий достоинством всех королей.

Претендент между моментом вступления на престол и моментом своей коронации, носил титул королей Римлян (Рекс Романорам), затем начиная со своей коронации – Германский Император (Imperator Romanorum).

До Людовика Баварского (1328-1347г.), гербом империи являлся одноглавый орёл, затем, начиная с императора Сигизмунда Люксембургского (1410-1437г.), гербом империи стал двуглавый орёл, в то время как герб короля римлян сохранился в виде одноглавого орла. При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны (1618г.).

В 962 г. было положено начало соединению в одном лице двух титулов — императора Римского и короля Германского.

Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом — официальный и реальный. Однако, империя в Х в. была, в сущности, феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.

В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого "франка". Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х — XI вв. входили собственно Германия, 2/3 Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания и отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983—1002гг.) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции.

Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039—1056гг.) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, что вызвало сильное недовольство церковной власти, погубившей его преемника. Борьба Генриха IV (1056-1106г.) и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее влияние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124г.) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII века и первой половине XIII века Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152—1189гг.), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть в империи, зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская.


Добавить комментарий

2017  Священная Римская Империя Германской Нации. (Sacrum Romanorum Imperium Nationis Germaniae)