Административно - территориальное устройство

 Принятое рейхсратами в Вормсе (1495г.) и Кёльне (1512г.) разделение Священной Римской империи Германской нации на 6 (Вормс), позже на 10 (Кёльн) округов составляло часть принятой рейхстагом в Вормсе реформы империи. Этой реформой далее предусматривалось созда­ние высшего имперского суда, ежегодный созыв рейхстага и закон о Земском мире (вечный мир в стране, общий пфенниг в  качестве импер­ского налога).

Первые шесть округов были созданы в 1500 г. по решению Аугсбургского рейхстага. Это были следующие округа:



В 1512 г. было образовано ещё четыре округа:

 Границы десяти имперских округов просуществовали практически без изменений до начала 1790-х гг., когда войны с революционной Францией разрушили систему округов. Часть имперских округов, тем не менее, просуществовала до самого конца Священной Римской империи в 1806 г.

 В состав каждого из округов входили все государственные образования, находящиеся на его территории, а именно: светские княжества, церковные владения, свободные города, владения имперских рыцарей. Существовали, однако, исключения. Так не являлись частью системы округов следующие территории:

 Состав членов имперских округов на протяжении всей истории их существования не оставался неизменным. Хотя общим принципом был переход права на участие в органах управления округа после прекращения правящей династии к новым правителям государства-члена округа, зачастую это правило нарушалось, чтобы не допустить усиления того или иного княжества. Так герцогам Вюртемберга не позволили получить право голоса в собрании Швабского округа за герцогство Тек, а королю Пруссии — в собрании Франконского округа за графство Гейер. Также к новым владельцам не перешли права на участие в органах управления округов секуляризированных монастырей (Герренальб, Кённигсбронн) и ряда епископств без суверенной территории (Гурк, Лавант). Кроме того, достаточно значительное число территорий-членов имперских округов потеряло право на участие в имперском рейхстаге после прекращения их правящих династий и присоединения этих владений к другим немецким княжествам (например, Юлих, Берг, Клеве, Юстинген, Гогенвальдек и многие другие). Помимо государственных образований в структуру имперских округов входили лично главы двух дворянских родов — князья Турн-и-Таксис и Лёвенштейн-Вертгейм-Рошфор.

 Органом управления округом являлось окружное собрание (нем.Kreistag). Каждое государственное образование, входящее в состав округа, имело один голос на заседаниях окружного собрания. В отличие от имперского рейхстага, в окружных собраниях отсутствовал принцип коллективного голоса карликовых государств. В результате большинство голосов в собраниях принадлежало малым и карликовым территориям. Зачастую с ними блокировались и свободные города. Хотя крупные княжества имели рычаги влияния на имперских рыцарей и небольшие сеньории, что позволяло им в некоторых округах диктовать свою волю, именно те округа, в которых подавляющее большинство государств относилось к малым и карликовым (Швабский и Франконский) были наиболее эффективны в осуществлении военно-фискальных мероприятий и проведении собственной политики.



 Среди функций, осуществляемых имперскими округами, выделяют три группы:
1.   Поддержание порядка в регионе и разрешение возникающих конфликтов между членами округа мирным путём.
2. Создание коллективной системы обороны, включая поддержание боеспособности крепостей на территории округа, набор и содержание вооружённых сил.
3. Распределение и взимание имперских налогов.

 Большое значение для повышения эффективности деятельности имперских округов имели постановления имперского рейхстага 1681 г., передавшие практически все вопросы военного строительства и организации имперской армии на уровень округов. В компетенции императора были оставлены только назначение высшего командного состава и определение стратегии военных действий в случае войны. Финансирование организуемой армии осуществлялось по округам путём взносов государств, входящих в состав округа, в пропорции, утверждённой в 1521 г. Эта система могла быть эффективной, если подавляющее большинство членов округа принимали в финансировании и содержании войск реальное участие. Крупные княжества, такие как Бранденбург или Ганновер, преследовали, главным образом, собственные политические цели и зачастую отказывались от участия в общеокружных мероприятиях. Поэтому деятельность Верхнесаксонского и Нижнесаксонского округов была практически парализована. В то же время Швабский и Франконский округа, в которых отсутствовали крупные государства, являлись примером эффективного взаимодействия и даже создали Союз двух округов (нем.Associationen), ставший активным участником международных отношений в конце XVII-начале XVIII веков.

 Военное значение округов существенно возросло после перехода к постоянной армии. Так Союз Швабского и Франконского округов в 1694 г. принял решение не распускать набранные в округах войска после окончания военных действий, а создать на их основе специальные постоянно действующие военные соединения, получившие название Окружные войска (нем.Kreistruppen). Эти войска также состояли из контингентов, предоставляемых государствам-членами округов, исходя из их населения и финансовых возможностей.

  Создание имперских округов имело большое значение для повышения эффективности организации обороны и поддержания правопорядка в империи. Они фактически стали одним из главных элементов объединения многочисленных немецких государств в единый политический организм Священной Римской империи. На уровне округов ярко проявилась идея имперского патриотизма (нем.Reichspatriotismus), в основе которого лежала лояльность империи и императору как её главе. Кроме того, округа играли функцию поддержания статус-кво в империи, защищая мелкие княжества и города от поглощения крупными государствами, а церковные владения от секуляризации. Об уровне эффективности осуществления имперскими округами этой функции говорит тот факт, что до начала войн с революционной Францией случаи насильственных захватов крупными княжествами (такими как Пруссия, Бавария, Пфальц, Ганновер или Саксония) их более мелких соседей были единичными и вызывали общее возмущение и длительные судебные тяжбы. Ещё одним аспектом охранительной функции имперских округов была защита прав сословий от посягательств на них со стороны князей. Так в 1719 г. вмешательство государств Нижнесаксонского округа не позволило герцогу Мекленбургскому ликвидировать самоуправление городов на территории его владений.



 Эффективность функционирования имперских округов во многом зависела от готовности крупных и средних государств активно участвовать в расходах округов и содержании войск. Кроме того крайне важна была также поддержка, оказываемая императором мелким княжествам, рыцарям, свободным городам и церковным владениям в их противостоянии с крупными государствами, преследующими собственные интересы. Поэтому прекращение участия крупных княжеств в работе округов вызывало их практический паралич, как это произошло в конце XVII века в Верхнесаксонском и Нижнесаксонском округах после приостановки финансирования со стороны Бранденбурга и Ганновера, и в конце XVIII века в Швабском округе после отзыва вооружённых сил Вюртемберга. А когда император в условиях поражений от революционной французской армии перестал оказывать поддержку мелким государственным образованиям вся система статус-кво рухнула: в 1803 г. в империи была произведена всеобщая секуляризация церковных владений, а свободные города и мелкие графства были поглощены крупными княжествами. Это фактически означало конец системы имперских округов, хотя юридически они просуществовали до роспуска Священной Римской империи в 1806г.

 В соответствии с реформой империи согласно Постановлению Нюрнбергского рейхстага 1489 г., были учреждены три коллегии: курфюрстов, духовных и светских имперских князей, имперских вольных городов. Обсуждение вопросов, ставившихся императором на открытии рейхстага, производилось отдельно по коллегиям. Решение принималось на общем собрании коллегий тайным голосованием, причем коллегия курфюрстов и коллегия князей обладали решающим голосом. При одобрении императором решения рейхстага принимали силу имперского закона. Для принятия постановления требовалось единогласное решение всех трех коллегий и императора, иначе заседания рейхстага могли оказаться бесплодными.

 Рейхстаг созывался императором по согласованию с курфюрстами, определявшими также место его проведения. С 1485 г. рейхстаги созывались ежегодно, с 1648 г. исключительно в Регенсбурге, а с 1663 г. вплоть до 1806 г. рейхстаг был постоянно действующим органом и, сохраняя свою структуру в форме сословных представительств, в принципе, трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором.

 Политическая и законодательная компетенция рейхстага была широка: он рассматривал вопросы войны и мира, заключение договоров, кроме того, рейхстаг был также высшей судебной инстанцией империи. Его постановления охватывали обширный круг вопросов – от нарушения предписаний против роскоши и шулерства до попыток упорядочения монетной системы и учреждения единообразия в уголовном судопроизводстве. Реализации законодательной инициативы рейхстага препятствовал недостаток общеимперских исполнительных органов. Несмотря на это проводимая рейхстагами политика была достаточно эффективной.