Административно - территориальное устройство

 Эффективность функционирования имперских округов во многом зависела от готовности крупных и средних государств активно участвовать в расходах округов и содержании войск. Кроме того крайне важна была также поддержка, оказываемая императором мелким княжествам, рыцарям, свободным городам и церковным владениям в их противостоянии с крупными государствами, преследующими собственные интересы. Поэтому прекращение участия крупных княжеств в работе округов вызывало их практический паралич, как это произошло в конце XVII века в Верхнесаксонском и Нижнесаксонском округах после приостановки финансирования со стороны Бранденбурга и Ганновера, и в конце XVIII века в Швабском округе после отзыва вооружённых сил Вюртемберга. А когда император в условиях поражений от революционной французской армии перестал оказывать поддержку мелким государственным образованиям вся система статус-кво рухнула: в 1803 г. в империи была произведена всеобщая секуляризация церковных владений, а свободные города и мелкие графства были поглощены крупными княжествами. Это фактически означало конец системы имперских округов, хотя юридически они просуществовали до роспуска Священной Римской империи в 1806г.

 В соответствии с реформой империи согласно Постановлению Нюрнбергского рейхстага 1489 г., были учреждены три коллегии: курфюрстов, духовных и светских имперских князей, имперских вольных городов. Обсуждение вопросов, ставившихся императором на открытии рейхстага, производилось отдельно по коллегиям. Решение принималось на общем собрании коллегий тайным голосованием, причем коллегия курфюрстов и коллегия князей обладали решающим голосом. При одобрении императором решения рейхстага принимали силу имперского закона. Для принятия постановления требовалось единогласное решение всех трех коллегий и императора, иначе заседания рейхстага могли оказаться бесплодными.

 Рейхстаг созывался императором по согласованию с курфюрстами, определявшими также место его проведения. С 1485 г. рейхстаги созывались ежегодно, с 1648 г. исключительно в Регенсбурге, а с 1663 г. вплоть до 1806 г. рейхстаг был постоянно действующим органом и, сохраняя свою структуру в форме сословных представительств, в принципе, трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором.

 Политическая и законодательная компетенция рейхстага была широка: он рассматривал вопросы войны и мира, заключение договоров, кроме того, рейхстаг был также высшей судебной инстанцией империи. Его постановления охватывали обширный круг вопросов – от нарушения предписаний против роскоши и шулерства до попыток упорядочения монетной системы и учреждения единообразия в уголовном судопроизводстве. Реализации законодательной инициативы рейхстага препятствовал недостаток общеимперских исполнительных органов. Несмотря на это проводимая рейхстагами политика была достаточно эффективной.

Добавить комментарий

2019  Священная Римская Империя Германской Нации. (Sacrum Romanorum Imperium Nationis Germaniae)